"Мы глубоко переживаем вашу трагедию"

Зарубежные читатели англоязычной версии «ПРАВДЫ.Ру» мгновенно отреагировали на известие о гибели 93 пассажиров двух российских самолетов. Письма поступают в редакцию непрерывно и среди них нет ни одного, в котором бы не выражались соболезнования семьям погибших и сочувствие России. Вот выдержки из некоторых посланий:

«Я выражаю сочувствие родственникам и близким погибших <…> Может быть, это был ужасный несчастный случай. Но если это был теракт, я поддержу любые действия российского правительства точно так же, как поддерживал американское после 11 сентября».
Скотт С.
Оклахома-Сити

«Примите мои соболезнования. Мы здесь, в Соединенных Штатах , глубоко переживаем вашу трагедию. Ответственные за этот ужасный акт нигде не должны находить покоя».
Без подписи

«Я согласен с подозрениями, что одновременная гибель двух самолетов была терактом. И я хочу выразить мое глубокое сочувствие всем родственникам погибших. <…> По моему мнению, никакая причина не способна оправдать гибель ни в чем не повинных людей».
Томас Митчелл, Чикаго

«Пусть Бог благословит погибших. <…> Если будет доказано, что это был террористический акт, я надеюсь, что виновные понесут справедливое наказание».
Лори Джозвяк, Чикаго

«Я хотел бы выразить свою солидарность с российским народом. Я надеюсь, что ваши силы безопасности быстро найдут преступников. Какие бы меры не предпринимались российским правительством для предотвращения терактов, я буду их поддерживать».
Алан Шломовиц, Кейптаун, Южная Африка

Может быть, такая реакция вызвана еще и тем, что нынешняя трагедия напоминает 11 сентября 2001 года. Параллели с терактами в США западная пресса, да и российская тоже, начала проводит практически сразу же после первых сообщений о катастрофах под Тулой и Ростовом-на-Дону.

Теракт это или ужасное совпадение, ответит следствие. В данном случае речь пойдет о другом: реакции властей и общества на трагедию.

Катастроф и терактов за последние десять лет в России произошло очень много. Говорят, что привыкнуть к этому невозможно. Но это только слова… Привыкнуть можно ко всему, и к подобным трагедиям тоже. Так не должно быть, это неправильно, но это так.

Стоит вспомнить хотя бы о том, сколько раз в России объявляли общенациональный траур по погибшим. Теракт на рок-фестивале в Тушино в Москве в июле 2003 года – траур объявлен только в столице. Взрыв в электричке «Ессентуки – Минеральные Воды» в декабре того же года – траур объявлен только в Ставропольском крае. Взрыв в московском метро в феврале 2004 года – траур объявлен опять-таки только в Москве.

Это только несколько примеров, связанных с деятельностью террористов. А сколько в России происходит катастроф на шахтах или заводах, во время которых гибнут десятки людей? Их, похоже, вообще уже разучились воспринимать как трагедию. Несчастный случай, стихия, что тут поделаешь, все под Богом ходим…

Не покидает ощущение, что власть предержащие иной раз сознательно стараются не объявлять траур по всей стране. В отдельном городе или области – пожалуйста, но только не по всей России. Зачем лишний раз напоминать о погибших…

И надо признать, что общество с полным пониманием к этому относится. Может быть кто-то и возмущается, но делает это про себя. А потом, зная о том, что в очередной катастрофе или теракте погибли женщины и дети, спокойно идет смотреть комедию по телевизору. Не портить же себе вечер…

В этот раз власти, хоть с некоторым запозданием, все-таки пошли на то, чтобы объявить общенациональный траур. Хотя по началу казалось, что все будет как всегда. Может быть, отныне к гибели людей будут относится не как к статистике, а как трагедии? И мы научимся отдавать дань их памяти?

Может быть, эти рассуждения и покажутся морализаторством. Пусть так. Но право слово, совершенно непонятно, почему американец из Оклахомы и южноафриканец из Кейптауна выражают соболезнования семьям погибших, а наши соотечественники ведут себя так, словно ничего не случилось. И увлеченно подсчитывают, сколько еще золотых медалей завоюет российская сборная на Олимпиаде…

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *