Загадка «Балтийского Титаника»

10 лет назад, в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года, в Балтийском море разыгралась страшная трагедия. Затонул паром «Эстония», следовавший из Таллина в Стокгольм. Катастрофа поражала своими масштабами – гигантское судно длиной в 157 метров, на борту которого находились больше 1000 человек, затонуло в течение 45 минут. В результате погибли 856 человек – шведы, эстонцы, латыши, русские, финны, норвежцы… Спастись удалось только 137 пассажирам и членам экипажа.

Неудивительно, что «Эстонию» впоследствии окрестили «Балтийским Титаником». С паромами такого же класса, как и погибшая «Эстония», до сих пор ничего подобного в Балтийском море не происходило.

Как это часто происходит вокруг происшествий, унесших жизни сотен людей, количество версий произошедшего исчисляется десятками. Только документальных фильмов о гибели «Эстонии» было снято не менее пятнадцати. А уж сколько написано книг и статей… Между тем, ясного и окончательного ответа на вопрос, почему погибла «Эстония», почему паром затонул так быстро и, наконец, почему жертвами крушения стали сотни людей, до сих пор нет. Кстати говоря, цифра в 856 погибших не является окончательной – многие до сих пор считают, что погибнуть могло гораздо больше людей. Ведь не все пассажиры были зарегистрированы…

Официальная версия гибели парома «Эстония»

Сразу же после гибели парома была создана комиссия, в состав которой вошли эксперты из Эстонии, Швеции и Финляндии. Расследованием причин катастрофы комиссия занималась три года. В 1997 году были обнародованы результаты ее работы.

Согласно выводам комиссии, в конструкции «Эстонии» имелись недоработки, которые не позволяли парому быть судном класса «открытое море». Под ударами штормовых волн разрушились замковые устройства неправильно сконструированного носового люка (визира) парома. Забортная вода проникла на грузовую палубу парома, судно перевернулось и в течение нескольких десятков минут затонуло.

Эксперты не нашли доказательств вины в случившемся ни со стороны экипажа парома, ни со стороны владельца судна компании «Эстлайн», ни со стороны германской верфи Meyer Werft (которая построила паром и сдала его в эксплуатацию в 1980 году), ни со стороны экспертов сертификационного бюро Финляндии, допустивших паром к плаванию.

Выводы комиссии вызвали бурю возмущения со стороны родственников погибших, которая не стихает до сих пор. Они считают абсолютно неприемлемыми выводы экспертов трехсторонней комиссии, не сумевшей или не пожелавшей указать на виновников трагедии. Критики официальной версии обращают внимание на тот факт, что перед своим последним плаванием «Эстония» прошла тщательное и всестороннее обследование, которое не выя вило каких-либо неисправностей. На днях депутат шведского парламента Ларс Ангстрем, комментируя события десятилетней давности и выводы комиссии, заявил: «В правовом государстве невозможно, чтобы не нашлось ответственных за гибель сотен людей». Хотя, скорее всего, пересмотра итогов комиссии ожидать не следует. Если, конечно, не откроются какие-то новые обстоятельства, проливающие свет на гибель парома «Эстония».

Неофициальные версии гибели парома

Так или иначе, но практически все эксперты и псевдоэксперты, занимавшиеся «Эстонией», согласны с выводом комиссии о том, что судно затонуло после того, как вода через носовой люк попала на грузовую палубу парома. А вот почему это произошло, высказываются самые разные догадки.

Версия первая: теракт

Согласно этой версии, некие злоумышленники заложили в носовую часть парома мощное взрывное устройство. Правда, ни одна из существовавших тогда террористических группировок ответственности за теракт на себя не взяла. Но это мог быть и не теракт…

Версия вторая: криминал

В шведских и финских газетах после гибели парома появились сообщения, что на борту «Эстонии» находились 70 шведских криминалистов, делившихся в Таллине со своими эстонскими коллегами опытом по борьбе с организованной преступностью. Впрочем, на страницах печати никто не делал однозначных выводов. Хотя намек просматривался ясно – поделились опытом, за что и поплатились…

Версия третья: эхо войны

Высказывалось предположение, что паром мог подорваться на мине времен Второй мировой войны. Однако эта версия не выдерживает критики. А.И Постников в своем исследовании «Гибель парома «Эстония» пишет следующее: «Глубина моря в месте гибели парома достигает 87 м. Как профессиональный флотский минер поясняю, что якорные и антенные мины ставят на гораздо меньших глубинах, а если такую мину в свое время и пропустили тральщики, за минувшие 40 лет она успела проржаветь и затонуть. Что же касается донных мин, то предельный радиус их действия 70 м. На таком расстоянии при взрыве «Эстонию» просто хорошенько тряхнуло бы».

Версия четвертая: во всем виноваты русские

Спустя несколько дней представитель компании «Эстлайн» (владельца судна) заявил буквально следующее: «России, в свое время тысячами угонявшей эстонцев в Сибирь, ничего не стоило отправить на дно еще две-три сотни». Надо заметить, что этому параноику кое-кто из газетчиков поверил. Так появился на свет миф о «русской субмарине, потопившей «Эстонию». Зачем вдруг русским понадобилось топить паром, ответила германская журналистка Ютта Рабе, снявшая документально-игровой фильм «Балтийский шторм», в котором предложена такая дух захватывающая версия, на которую не хватило бы фантазии даже у создателей «Секретных материалов».

Версия пятая: шпиономанская

Согласно Рабе и ее, так сказать, единомышленников, дело обстояло следующим образом. «Эстония» погибла в результате взрыва – это факт, по мнению авторов фильма, сомнению не подлежащий. А вот кто стоит за его организацией? Здесь в основу положена версия шведского адвоката Хенинга Витте. Он считает, что спецслужбы США якобы пытались вывезти на пароме советский космический лазер, нелегально полученный ими во время вывода российских войск из Прибалтики.

Далее, по мнению Витте, события развивались  по такому сценарию: российские спецслужбы, пытавшиеся предотвратить этот вывоз, наняли для осуществления диверсии ливийских террористов. Впрочем, в фильме говорится, что паром был взорван не по распоряжению российских властей, а по инициативе отдельных националистически настроенных группировок в российских силовых ведомствах.

Пожалуй, на этом стоит остановиться. Дальнейшее перечисление версий может занять не один десяток страниц, хотя по большому счету это те или иные вариации вышеизложенных. Так или иначе, но практически все неофициальные версии гибели «Эстонии» исходят из того, что на борту парома прогремел взрыв, который и стал причиной гибели судна. Но, повторимся, официально причина гибели «Эстонии» установлена. Вполне возможно, что еще долгие годы на свет будут появляться новые версии катастрофы. Может быть, очень и очень правдоподобные… Только вряд ли они со стопроцентной точностью объяснят, что же произошло в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года неподалеку от Аландских островов. Тайна «Балтийского Титаника» так и останется тайной…

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *