«Мелкодержавный» шовинизм

Упрямство латвийских властей, продолжающих делить жителей страны на два сорта, все-таки поражает. Эту энергию, как говорится, да в мирных бы целях... Однако нельзя сказать, что никаких изменений не происходит. Фантазия чиновников не стоит на месте. Вот, например, в чиновничьем лексиконе для обозначения так называемых "неграждан" появилось новое слово — инородцы.
Во вторник в газете "Латвияс авизе" было опубликовано интервью начальника Латвийского управления натурализации Эйжении Алдермане, в котором она призывает латышей не бояться натурализации "неграждан". По ее словам, даже если бы все "неграждане" Латвии натурализовались и на выборах голосовали едино, они не смогли бы изменить существующие в Латвии порядки.
"Если мы боимся такого сравнительно малого количества инородцев, опасаясь, что они каким-то образом могли бы изменить государственный строй, то нам грош цена", — заявила г-жа Алдермане.
В Латвии проживают 1 млн. 359 тыс. латышей и примерно 445 латвийских граждан-"инородцев". Остальные жители — около 500 тыс. человек являются "негражданами", так как ни они сами, ни их предки не проживали в Латвии до 17 июня 1940 года. Следовательно, они не имели гражданства государства, которое существовало в предвоенный период.
Возраст более 130 тыс. неграждан Латвии превышает 55 лет, и "редкие из них будут претендовать на латвийское гражданство", отметила Алдермане.
Эти люди "не приемлют латвийское гражданство, никогда не пойдут к избирательным урнам и будут жить во взаимной атмосфере воспоминаний о былом, о СССР", — полагает она. Большинство же остальных "неграждан", полагает глава натурализационного ведомства, "со временем преодолеют чувство обиды и уладят дела с гражданством".
Алдермане также уверена в том, что "стихнет шум" в связи с предстоящим переходом русских школ Латвии на преподавание большинства предметов на латышском языке. Когда 1 сентября начнется новый учебный год, "все пойдет так, как этому надо быть", заявила она.
Так что Латвия может жить спокойно. А как же иначе, коль скоро на защите латвийской государственности стоят такие отважные чиновники, как Эйжения Алдермане, не дающие спуску "инородцам", живущим в "атмосфере воспоминаний о былом".
А если говорить серьезно, то от интервью главы службы натурализации за версту разит неприкрытым презрением к своим же собственным соотечественникам, которым не посчастливилось родиться латышами.
Помнится, в царской России слово "инородец" тоже было в большом почете у чиновников. За что их клеймили как "великодержавных шовинистов". Похоже, в современной Латвии хорошо знают историю Российской империи. И кое в чем в меру своих возможностей пытаются ей подражать. Только шовинизм какой-то "мелкодержавный" получается. Из серии "напакостил — и за спину папы", то бишь Евросоюза в данном случае.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *