Полный разрыв

Если искать подтверждение словам "Политика — это продолжение экономики, а экономика — основа политики", то нынешние отношения между Россией и Белоруссией будут наглядным примером верности этого выражения. Перипетии с поставками российского газа в соседнюю республику и страсти вокруг продажи Белтрансгаза в конце концов сподвигли Александра Лукашенко сделать резкое заявление.
Как сообщает газета "Время новостей", белорусский президент пригрозил разрывом всех договорных отношений между двумя странами. "Касьянов заявил о том, что приостановил какой-то пункт. Если они выходят из одного договора, это повлечет выход Белоруссии из других договоров. Ни нам, ни России это не нужно", — заявил Лукашенко (речь идет о приостановке действия пункта соглашения о продаже в Белоруссию газа по внутренним российским ценам, поскольку не был выполнен "увязанный" с этим пункт о создании СП между Газпромом и Белтрансгазом).
Проблема Белтрансгаза отравляет отношения между Москвой и Минском уже давно. Еще в июне прошлого года была сорвана сделка по продаже 49% акций Белтрансгаза Газпрому. Причина более чем прозаична — стороны не сошлись в цене. Тогда белорусский президент сделал не менее резкое заявление, чем ныне: "Жулики за бесценок нашу собственность не возьмут. А нет денег — не ходи и не клянчи". Кого Александр Григорьевич имел в виду, догадаться несложно...
Впрочем, в Газпроме сделали вид, что этот выпад не заметили. Видимо, списали на то, что президент Белоруссии человек эмоциональный, легко возбудимый, но отходчивый. Но надежды на то, что договориться рано или поздно удастся, пока не сбываются.
Если летом Минск просил за акции Белтрансгаза 4 млрд. долларов, то сейчас цена возросла на 1 млрд. По словам Александра Лукашенко, именно во столько оценили компанию некие международные аудиторы. "Мы не настолько богаты, чтобы раскидываться такими средствами. Продать в условиях рыночной экономики по балансовой стоимости другому государству национальное достояние. Я не могу совершить преступление против собственного народа", — заявил белорусский президент 13 февраля, во время поездки на предприятия Белтрансгаза.
Между тем, в Газпроме называют цифры меньшие на порядок — 300-400 млн. долларов. Понятно, что при такой разной оценке стоимости компании договориться будет очень сложно.
Между тем, скандалы вокруг Белтрансгаза и поставок газа в Белоруссию невольно ставят под сомнение политические перспективы российско-белорусского союза. Можно, конечно, уповать на то, что "милые бранятся — только тешатся". Но настораживает регулярность, с которой эти скандалы вспыхивают. И если даже затрагивают они в основном экономическую сферу, то нет никаких гарантий того, что это в конечном итоге не приведет к краху идеи создания полноценного союзного государства.
Возможно, прав был один из российских политологов, когда сказал, что "Лукашенко и Путин политики разных стилей. Путин — политик-бюрократ, четко придерживающийся своих целей и, чтобы достичь их, совершающий хорошо продуманные шаги. Лукашенко — политик-харизматик, увлекающийся политик. Ему будет сложно переживать новый, "взрослый" период российско-белорусских отношений". Правда, сказано это было два года назад, но, похоже, с тех пор мало что изменилось.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *