Самый известный политзаключенный США

Многие, наверное, помнят, что в начале 80-х в Советском Союзе была развернута шумная кампания под лозунгом «Свободу Леонарду Пелтиеру!» Сейчас, по прошествии двух десятков лет, эта кампания воспринимается как забавное недоразумение – мол, на фоне того, как нарушались права человека в СССР, требование освободить лидера американских индейцев выглядело по меньшей мере странным.
Возможно, это и так. Тем более, что в пылу идеологической борьбы о беспристрастном подходе к делу рассуждать вообще не имеет особого смысла. И, тем не менее, это не исключает очевидной вещи – дело Пелтиера изначально было политически мотивированным.
Леонард Пелтиер в начале 70-х годов был одним из лидеров Движения американских индейцев. Причем одним из самых радикальных. Впрочем, его радикализм легко объясним – коренные жители Америки были чрезвычайно ущемлены в политических, экономических и социальных правах. Проще говоря, индейцы были людьми второго сорта и не было никаких свидетельств того, что их положение может измениться к лучшему.
Неудивительно, что среди коренного населения США большую популярность приобрели радикальные деятели, ратовавшие за их права. К их числу принадлежал и Пелтиер. Эти люди не исключали возможности того, что, отстаивая права индейцев, придется прибегнуть к насилию.
В феврале 1973 года несколько десятков индейцев организовали марш протеста к местечку Вундед Ни в штате Южная Дакота (в 1890 году в этом районе произошло кровопролитное сражение между индейцами и американской армией). Марш получился скандальным – согласно сообщениям властей, индейцы захватили несколько заложников, дабы помешать полиции воспрепятствовать проведению акции. Одним из ее вдохновителей  был Пелтиер.
Шанс поквитаться за Вундед Ни властям представился спустя два года. Двое спецагентов ФБР, преследовавших угонщика грузовика, оказались на территории резервации Пайн Ридж в Южной Дакоте. Что произошло в резервации, никто не может толком сказать и по сей день. Ясно одно – началась перестрелка, в результате которой оба спецагента были убиты.
Реакция властей была моментальной. Резервацию окружили более 150 сотрудников ФБР, полиции и спецподразделения SWAT. Лагерь индейцев был буквально перевернут вверх дном. От пули снайпера погиб один из индейцев – Джо Стунц (обстоятельства его гибели, кстати говоря, так и не были расследованы).
Однако арестовать Пелтиера не удалось. Он бежал в Канаду, что дало ФБР и полиции повод говорить о его виновности. Сам правозащитник утверждал, что бежал, не надеясь на справедливое рассмотрение его дела в суде. Позднее канадские власти депортировали Пелтиера в США. Улики, представленные на суде, убедили присяжных в том, что правозащитник действительно виновен в совершении преступления. Приговор был суров – два пожизненных срока.
Позднее, однако, в деле Пелтиера были выявлены многочисленные несостыковки и противоречия. Запрос канадским властям о выдаче Пелтиера базировался на показаниях женщины-индианки, утверждавшей, что она была его подругой и видела, как Пелтиер стрелял в агентов. Позднее она заявила, что вынуждена была дать такие показания под давлением ФБР. Однако суд отказался рассматривать в рамках дела это заявление, сославшись на умственныепроблемы у свидетельницы (то, что на основании ее показаний базировался запрос о выдаче Пелтиера, никого не смутило).
Результаты баллистической экспертизы показали, что пули, убившие агентов, не были выпущены из винтовки Пелтиера. Но эти данные не были доведены до суда.
Не было также свидетелей того, что Пелтиер стрелял в агентов. Точнее говоря, несколько человек сначала говорили о том, что они видели, как Пелтиер стрелял, но потом изменили показания, заявив о давлении со стороны ФБР.
Все это дало основание защитникам Пелтиера говорить о заговоре и несправедливом решении суда. Комитет по его защите , действующий в США, настаивает на реабилитации правозащитника. 5 ноября ходатайство об этом было рассмотрено апелляционным судом и вновь отвергнуто…
Любопытно, что незадолго до окончания срока пребывания на своем посту Билл Клинтон рассматривал возможность помилования Пелтиера. Но случилось нечто небывалое в американской истории – сотрудники ФБР вышли к Белому дому с протестом по поводу возможного освобождения правозащитника. Зрелище получилось впечатляющим – шеренга мужчин в темных плащах и черных очках молча прошествовала вокруг резиденции президента. Наверное, на Клинтона это произвело неизгладимое впечатление – в результате Пелтиер остался за решеткой.
Как бы там ни было, но, по утверждению сторонников Пелтиера, ФБР до сих пор не рассекретило 6 тысяч документов, касающихся обстоятельств гибели двух агентов. Это дает полное право полагать, что в этом деле события развивались не так, как это хотят представить власти.
Между тем, деятельность Движения американских индейцев (и самого Пелтиера) все-таки дала результат. Общественный резонанс событий в индейских резервациях был таким, что в 1975 году конгресс принял Специальный акт, расширяющий права индейцев в экономической и общеобразовательной сферах,  приведший также к сдвигам в здравоохранении, имущественных вопросах.  Некоторые белые американцы, кстати говоря, считают, что индейцам дали слишком много прав – мол, получают пособия от государства, шикарно живут на доходы от игорного бизнеса и продажи нефти и т.д., и т.п. Понятно, что у таких людей мысль о том, что Пелтиер невиновен, вызывает бешенство – ведь для них хороший индеец понятно какой…
Можно со всей определенностью заявить, что Пелтиер стал жертвой политической системы. Люди, подобно ему, не укладывающиеся в понятие «американский образ жизни», всегда беспощадно преследовались. Метод, опробованный властями на Пелтиере, бьет со стопроцентной точностью – что может быть проще, нежели обвинить политического оппонента в уголовном преступлении? Спецслужбам всего мира следует поблагодарить ФБР за этот поистине бесценный подарок… Дело было сделано – в отношении дела Пелтиера в общественном сознании возник стойкий стереотип, пересмотреть который (а тем более признать его ошибочность) ни власти, ни большинство простых американцев не в состоянии. И хотя Комитет по защите Пелтиера продолжает настаивать на пересмотре дела, вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Тем более что у индейского правозащитника серьезные проблемы со здоровьем. А как говаривал один небезызвестный деятель: «Нет человека, нет проблемы».

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *