Милошевич: Дадим отпор!

Ходатайство содержит наше предложение по исправлению существующей ситуации, которая может привести к ухудшению здоровья Слободана Милошевича, поскольку в существующих условиях господин Милошевич подвергается жестокому обращению со стороны Международного уголовного трибунала.

Ответ на наше ходатайство Международный трибунал отправил по факсу.

Отвечая на наше ходатайство, Гаагский трибунал сообщает, оно подано в нарушение процедуры подачи апелляции о статусе «друзей суда», как того требует решение ООН IT/122. («Друг суда» – не участвующее в деле лицо, которое предоставляет суду с его разрешения имеющую значение для дела информацию или соображения, либо проводит по своей инициативе, с согласия суда, самостоятельное расследование по делу – прим. пер.).

На сайте Международного суда по Югославии упомянутого решения под номером IT/122 нам обнаружить не удалось. Видимо, Международный уголовный трибунал ввел новое правовое понятие, которое можно сформулировать как «неопубликованное постановление». Чем не повод для творчества, господин Кафка? К счастью, Международный уголовный трибунал приводит текст этого таинственного постановления № 122 в своем письме. И вот мы составили и направили в Международный трибунал новое ходатайство, с которым вы тоже можете ознакомиться.   На заседании суда, состоявшемся в понедельник, 11 ноября, судьи Международного уголовного трибунала обсудили с господином Милошевичем намерение главного обвинителя Карлы дель Понте навязать югославскому лидеру совершенно не нужных ему адвокатов.   Мы опубликует полный отчет об этой дискуссии. Достаточно заметить, что аргумент Международного трибунала состоит в следующем: из-за судебного процесса Милошевич рискует собственным здоровьем, поэтому в его интересах отказаться от самостоятельной защиты, полностью или хотя бы отчасти.  Иными словами, господину Милошевичу (который, несомненно, находится в стрессовом состоянии, влияющем на состояние его сердечно-сосудистой системы) предлагается безучастно взирать на то, как проигрывается его дело.   Международный комитет в защиту Милошевича предлагает другую возможность сохранения здоровья Милошевича. Он изложен ниже. Сейчас мы пытаемся изыскать дополнительные средства для проведения пресс-конференции в Гааге, с вовлечением в дело эксперта по праву.

Джерд Израэл, Международный комитет в защиту Слободана Милошевича

Дело №  IT-02-54-T

В канцелярию суда

Просьба о введении в дело «друзей суда»

Ходатайство о немедленном предоставлении господину Милошевичву специального медицинского ухода и о временном его освобождении

Судьям  III судебной палаты Международного трибунала

Некоммерческая, неправительственная организация Международный комитет в защиту Слободана Милошевича (ICDSM) просит выдать разрешение на предоставление необходимых для принятия настоящего решения документов по делу, согласно статье 74 Правил процедуры и дачи свидетельских показаний Международного уголовного трибунала;

Палата уже предоставляла статус «друзей суда» группе адвокатов, сославшись на письменное решения президента Милошевича не нанимать защиту и объяснив это желанием гарантировать справедливый суд и справедливое решение по делу;

Назначенные палатой двое «друзей суда» недостаточно занимались поставленной перед ними задачей и не обеспечили благоприятных условий, необходимых для подготовки защиты Милошевича;

Слободан Милошевич используете право самостоятельно защищать себя в суде, однако насыщенный график судебных заседаний угрожающим образом сказывается на его здоровье. Попытки добиться разрешения на использование против влиятельного следствия «равного по силе оружия» совершенно истощили силы господина Милошевича, в то время как следствие забрасывает его множеством самых разнообразных документов, большинство которых не имеют отношения к положениям обвинительного акта.

1 ноября 2002 года у Слободана Милошевича резко поднялось давление (югославский лидер страдает гипертонией), причем на состоянии его здоровья сказались продолжительные слушания, беспрерывно продолжающиеся уже несколько месяцев.

Международный комитет в защиту Милошевича просит Судебную палату отсрочить слушания для предоставления Слободану Милошевичу необходимой специализированной медицинской помощи. Упомянутая медицинская помощь должна осуществляться белградскими врачами, хорошо знакомыми с состоянием его здоровья. Международный комитет в защиту Милошевича просит Судебную палату следовать предписаниям лечащих врачей Слободана Милошевича вплоть до его полного выздоровления. Кроме того, Международный комитет в защиту Милошевича просит указания Судебной палаты на временное освобождения Слободана Милошевича, что позволило бы ему воспользоваться правом на применение «равного по силе оружия» при наличии предусмотренных международным правом благоприятных условий. Милошевич (на которого распространяются все гарантии Судебной палаты) мог бы воспользоваться временным освобождением для подготовки к процессу в «нетюремной» обстановке в Гааге.

Факты Господин Милошевич страдает двумя весьма серьезными заболеваниями: гипертонией (в тяжелой форме) и стенокардией, на что Судебной палате не раз указывалось медицинским консилиумом, который осматривал его по указанию самой палаты. Кроме того, на протекание гипертонической болезни во многом осложняется перенесенным стрессом. Как известно, количество летальных исходов в таких случаях (то есть в условиях отсутствия лечения) заметно увеличивается: лишь 25 процентов пациентов способны пережить год.   Судебная палата дала указание провести медицинский осмотр господина Милошевича. Назначенные для этой цели судом практикующие врачи предоставили судьям заключение об ухудшении состояния здоровья господина Милошевича, которое является следствием насыщенного графика судебных слушаний, а также усилий, предпринимаемых им для организации собственной защиты.

В ответ Судебная палата заявила, что не готова «буквально» следовать упомянутым рекомендациям, а лишь «духу» этих рекомендаций.  В действительности же судебный график остался прежним.

По сути, давление на подсудимого в последнее время даже усилилось. Приняв к сведению жалобы Слободана Милошевича на слишком насыщенный график служебных заседаний, палата сделала слишком частой практикой продолжительные судебные заседания, отказавшись от практикуемых прежде в связи с состоянием здоровья Милошевича укороченных «судебных дней». В качестве обеда Милошевичу предлагался сандвич, который он должен был съесть во время перерыва в подвальном помещении. Таким образом, Слободан Милошевич был лишен медицинской помощи, хоть сколько-нибудь соответствующей «духу» полученных судебной палатой медицинских рекомендаций. Между тем «дух» медицинских рекомендаций был направлен на смягчение стрессовых условий, в которых оказался господин Милошевичуя, желающий должным образом подготовиться к процессу. Что же касается рекомендаций медиков, то судебная палата преспокойно проигнорировала их, совершенно не сообразуясь с их «духом», продолжив слушания в прежнем ритме, что создавало угрозу жизни Слободана Милошевича.

Однако рекомендации медицинского консилиума, которые судебная палата так легко проигнорировала,  учитывали возможную опасность для здоровья подсудимого, поэтому Слободан Милошевич не мог не просить о снижении нагрузок. Следуя соответствующему положению постановления, обвинение представила Слободану Милошевичу в качестве улик более 100000 страниц документов и 600 видеокассет, что еще более усилило стрессовое состояние обвиняемого.

Несколько дней подряд господину Милошевичу приходилось выбирать между короткой прогулками на свежем воздухе и ужином, причем здесь любой выбор был не в пользу Милошевича: готовиться к процессу в равной степени тяжело и без ужина, и без прогулки. И в обоих случаях нарушались его права. Такого рода ситуация представляет собой серьезную угрозу здоровью Милошевича, делая ситуацию более стрессовой, что убийственно для его сердца.

А между тем, господину Милошевичу необходима специализированная медицинская помощь врача-кардиолога. Ранее Ассоциация свободы представила отчет личного лечащего врача господина Милошевича полковника Здравко Мияйловича (имеющего докторскую степень в области медицины и философии), которому было разрешено присутствовать при осмотре, проводимом назначенными судом врачами. Доктор Мияйлович утверждает, что состояние артериального давления господина Милошевича значительно увеличивает «риск инсульта, острого инфаркта миокарда, нарушения слуха…». Далее доктор Мияйлович рекомендует целый ряд специальных мер для стабилизации состояния здоровья господина Милошевича.

Аргументы Если условия проведения процесса и содержания господина Милошевича останутся прежними, трагический исход весьма вероятен. Отказ же обвиняемому в медицинской помощи является нарушением Международной конвенции по гражданским и политическим правам и может быть классифицирован как пытка.  С 1 ноября 2002 года слушания приостановлены, таким образом стороны могут последовать рекомендациям судебной палаты в соответствии с установленной практикой.   Отчет медиков был передан Судебной палате несколько месяцев назад. Право на медицинскую помощь гарантировано правами человека , и если рекомендации медиков не соблюдаются, то и сами права человека  является лишь пустым звуком, как если бы медицинская помощь была не предоставлена вовсе.

Юридическая власть вообще не уполномочена  модифицировать или каким-либо иным образом перекраивать рекомендации других инстанций и, в частности, менять график судебных заседаний. Согласно международным нормам, обвиняемый вправе рассчитывать на необходимую специализированную медицинскую помощь, не ограничиваясь лишь назначаемым судом медицинским обследованием, результаты которого юридические власти могут либо принять, либо игнорировать.

Слободан Милошевич вправе рассчитывать на незамедлительное получение медицинской помощи и необходимого медицинского ухода в полном объеме, желательно со стороны его лечащих врачей. Лишь они в состоянии правильно оценить его нынешнее состояние, основываясь на многолетнем опыте общения с пациентом. Медицинская помощь со стороны лечащих врачей пациента более эффективна, нежели осмотры, производимые врачами, которые не знакомы с прежними проявлениями и общим развитием его заболевания. Для этих целей президенту Милошевичу следует позволить на время выехать в Белград.   Право на самостоятельную защиту при наличии соответствующих условий Международный комитет в защиту Слободана Милошевича утверждает, что отказ от предоставления необходимых для подготовки к защите условий способствует повышенной утомляемости господина Милошевича и может привести к критическому повышению давления. Помимо просьбы приостановить судебные слушания, что даст обвиняемому возможность воспользоваться медицинской помощью со стороны лечащих врачей, Международный комитет в защиту Слободана Милошевича просит предоставления Милошевичу необходимых для подготовки к процессу условий, которые были бы совместимы с международными гарантиями в области прав человека.

В соответствии с правом, предусмотренным Международным трибуналом и Международной конвенцией по гражданским и политическим правам, Слободан Милошевич самостоятельно ведет свою защиту.  Это право не менее важно, чем право подсудимого на то, чтобы в суде его представляла группа адвокатов. Следуя положениям о назначении «друзей суда» и временным освобождением Судебная палата признала право господина Милошевича на подготовку к собственной защите в необходимые ему для этого сроки и в запрашиваемых им условиях.

И хотя данные права судебной палатой были признаны, однако в той мере, в какой этого требует сложность рассматриваемого дела, они не соблюдаются. Господин Милошевич просто не в состоянии должным образом подготовить свою защиту в тюремной обстановке. Строгие тюремные правила и предусматриваемые ООН условия обеспечения безопасности не позволяют обвиняемому достаточно долго и в нормальных условиях обсуждать свою защиту со своим помощником по правовым вопросам. На него распространяется тюремный режим, который не только наносит ущерб его здоровью, но и не совместим с подготовкой к столь крупному уголовному суду, в котором появляются все новые и новые обвинительные акты. Важно еще отметить и то, что обвинитель, который готовится к своей работе в течение многих лет, имеет несомненное преимущество перед обвиняемым. Этот факт судебная палата предпочитает не принимать во внимание.

Указание Судебной палаты от 7 марта 2002 года представить  отчет об предоставляемых обвиняемому возможностях подготовки к процессу ни коим образом не сказался на этих самых возможностях. И хотя у Милошевича есть помощники, которые консультируют его  по правовым вопросам, время общения с ними заметно ограничено. Кроме того, на Милошевича свалились буквально кипы различных документов, анализировать все это в тюремных условиях невозможно, как, впрочем, и обсуждать с помощниками, а, главное, ему следует беречься возможных осложнений своего заболевания. И все это в условиях тюрьмы?

Временное освобождение Судебная палата отказала в просьбе о временном освобождении господина Милошевича, поданной 6 марта 2002 года.  Просьба показалась судебной палате недостаточно аргументированной, поэтому нынешняя просьба о временном освобождении предлагает принять во внимание новые факты.   Судебная палата отклонила просьбу о временном освобождении по трем причинам: 1. Право господина Милошевича на предоставление необходимых для подготовки к процессу условий и сроков может быть реализовано иначе, нежели нежили временное освобождение;

2. Судебный процесс уже начался;

3. Судебная палата была недовольна тем, что обвиняемый в случае освобождения будет продолжать являться в суд; такая возможность несет в себе угрозу возможному свидетелю или какому-либо иному лицу.

Представленные «друзьями судя» аргументы в поддержку их просьбы о временном освобождении занимают лишь 4 страницы из 10 и содержат следующие замечания:

«Итак, я не настаиваю на немедленном временном освобождении и на возможности использования так называемого «равного по силе оружия», однако Судебной палате следует найти возможность содействовать Слободану Милошевичу в подготовке к ежедневным слушаниям, поскольку никто не представляет его в суде».

Судя по данному комментарию, нельзя утверждать, что «друзья суда» предоставили Судебной палате необходимое правовое оправдание просьбы господина Милошевича о временном освобождении. В новой просьбе о предоставлении временного освобождения сказано, что нынешние условия подготовки к защите недостаточны. Хотя господин Милошевич и получает правовую помощь, время его консультаций с помощниками ограничено, таким образом, его право на справедливый суд и использование «равного по силе оружия» по-прежнему нарушается, в частности, потому что господину Милошевичу приходится выбирать между кратковременной прогулкой на свежем воздухе и ужином.

В настоящее время отсутствует возможность обеспечения необходимых для успешной подготовки условий иным способом, нежели временное освобождение. Согласно уставу Международного трибунала, обвиняемый как минимум имеет право на предоставление необходимых для подготовки своей защиты условий и сроков.

Весьма возможно, что условия обеспечения безопасности и содержания подсудимого несовместимы с целями подготовки к защите и весьма подвижным графиком посещений. И если это действительно так, справедливый суд в этом случае возможен лишь при временном освобождении, иначе нарушаются права подсудимого.

Тот факт, что процесс уже начался, не препятствует временному освобождению. Учитывая состояние здоровья Слободана Милошевича и весьма вероятный риск осложнений в случае, если положение дел останется прежним, следует иметь в виду, что даже предоставление ему возможности должным образом подготовиться к своей защите в «нетюремной» обстановке, где он будет волен встречаться со своими помощниками по правовым вопросам и ему не придется выбирать между прогулкой и ужином, будет лишь минимальным условием соблюдения его прав.

Временное освобождение, а точнее изменение условий содержания, возможно и в самой Гааге. Президент Милошевич заявил, что он не сбежит и что он не желает столкнуться с несправедливостью, совершенным трибуналом в отношении него и его народа. Хотя господин Милошевич пошел под трибунал не по доброй воле, он не предпринимал попыток к бегству. Он действовал строго в рамках закона, отстаивая свои права согласно внутреннему и международному праву. Предлагается заключить некое соглашение о соблюдении норм безопасности в пределах Гааги, предусматривающее  возможные проблемы, связанные с обеспечением безопасности свидетелей обвинения. У ответчика нет никакой возможности прямо или косвенно влиять на свидетелей, проживающих в другой стране.

Судебной палате не следует ждать более серьезного ухудшения здоровья господина Милошевича, возможного  обострения его заболевания или инсульта для улучшения условий его содержания в соответствии с правом обвиняемого на справедливый суд. В отношении Талича II палата Международного уголовного суда утверждает:

«Судебной палате не следует ждать смерти Талича для рассмотрения заявления в его пользу, поскольку оттягивание решения может сделать его бесчеловечным. Тем более, что задержание, предусматривающее возвращение под стражу, не означает наказание, а лишь является гарантией присутствия обвиняемого в суде».

Мы предлагаем избежать создания «бесчеловечной» обстановки. Состояние здоровья задержанного тяжелое, следует учесть стресс, вызванный продолжительностью судебного разбирательства и не слишком благоприятными для подготовки к процессу условиями. Судебная палата в курсе состояния здоровья обвиняемого. Международный комитет в защиту Милошевича предлагает судебной палате принять необходимые меры, пока еще не слишком поздно.

Международный комитет в защиту Милошевича предлагает:

Предоставить статус «друзей суда»;

Немедленно приостановить суд для проведения медицинского осмотра и специального лечения в Белграде под наблюдением личного врача президента Милошевича, полковника Здравко Мияйловича и прочих специалистов по выбору обвиняемого и его лечащих врачей;

Предоставить необходимую Слободану Милошевичу специализированную медицинскую помощь;

Предоставить дополнительную отсрочку для полного выздоровления обвиняемого при условии медицинского наблюдения и ухода;

Немедленно учесть рекомендации врачей в отношении графика судебных слушаний;

Временно освободить обвиняемого Слободана Милошевича до его полного выздоровления с учетом предлагаемых им условий и необходимых гарантий; или

Изменить условия содержания обвиняемого Слободана Милошевича до его выздоровления на «нетюремную» обстановку в одной из гаагских квартир, с соблюдением необходимых требований для обеспечения безопасности.

Нико Варкевиссер, Вице-председатель Международного комитета в защиту Милошевича

Амстердам, 5 ноября 2002 года

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *