Владимир Козин о продвижении НАТО к границам России и новом витке холодной войны

НАТО начал у границ РФ операцию "Cтальной кулак"

Руководитель группы советников директора Российского института стратегических исследований, член-корреспондент РАЕН, профессор Российской академии военных наук, военный эксперт Владимир Козин рассказал главному редактору Pravda.Ru о создании и реализации планов расширения НАТО на восток, начале новой холодной войны и давних идеях США в отношении России.

— Владимир Петрович, за последние десятилетия мы пережили разные эпохи: разрядка, перезагрузка, кризисы и обострения. Сейчас, к сожалению, снова говорят о холодной войне, которая местами переходит в горячую. Это просто громкие слова или она уже началась на самом деле?

— Увы, это не просто громкие слова. История повторяется, причем повторяется в наиболее уродливой форме. Не просто повторяется холодная война послевоенных лет в каком-то варианте, она приобретает качественно новое и более опасное измерение. Конечно, это холодная война, прежде всего, между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки из-за Украины и многих других проблем.

Что касается перезагрузки или перегрузки, как было написано на той коробочке с кнопочкой, которую Хиллари Клинтон передала Сергею Лаврову в Женеве несколько лет тому назад. По сути дела, перезагрузка ничего не принесла. Холодная война, увы, продолжается. Она не закончилась формальной декларацией, которая называется Парижская хартия для новой Европы, которая была принята 21 ноября 1990 года 31-й европейской страной плюс Соединенными Штатами и Канадой.

Но оказалось, что холодная война не прекращалась, потому что оставалась враждебная риторика в наш адрес, НАТО только усиливалось, наращивались вооружения у наших границ.

Таким образом мир вступил в новую фазу холодной войны. Она наиболее опасная, потому что процесс контроля над вооружениями стоит на месте.

Никакие переговоры по arms control или по контролю над вооружениями, разоружению, ограничению вооружений и военной деятельности не ведутся. В прошлую или первоначальную холодную войну мы с американцами заключили семь договоров по ограничению стратегических наступательных вооружений, несколько соглашений по мерам доверия, как по сухопутным войскам, так и по военно-морским силам.

Мы заключили несколько очень хороших соглашений о немилитаризации космического пространства. Но полностью с точки зрения международного права оно до сих пор не защищено от опасной военной и военно-наступательной деятельности.

А сейчас ничего этого нет. Ничего абсолютно. Договор по обычным вооруженным силам не действует. Переговоры по стратегическим наступательным вооружениям не ведутся. По тактическим ядерным силам вообще никогда не было переговоров ни между СССР и США, ни между Российской Федерации и Соединенными Штатами с момента создания ядерного оружия американцами в 1945 году.

— Гонка вооружений тоже возобновилась?

— Мы в ней не участвуем, поскольку у нас — всегда симметричные ответы. Что мы можем сделать, мы сделаем обязательно. Потому что даже в рамках ассиметричного ответа можно нанести потенциальному супостату непоправимый ущерб — военный, материальный, экономический, какой угодно.

— Когда в 1991 году мы начали разоружаться, то уничтожали гораздо больше вооружения, чем наши потенциальные противники или, говоря в новой терминологии, партнеры…

— Период эйфории существовал у многих государственных деятелей. Наступил такой любовный романтизм, когда слепо верили всяким устным обещаниям Запада, которые никогда не выполнялись. Например, расширение НАТО на Восток. К сожалению, некоторые наши переговорщики допустили много ошибок при принятии ряда соглашений о сокращении вооруженных сил и вооружения между Вашингтоном и Москвой. Главный урок, если когда-то в будущем такие переговоры будут возобновлены, таких огрехов не допускать.

Это очень важно. Потому что у каждой страны есть определенный баланс интересов. Можно идти на определенные компромиссы. Но есть лимиты компромиссов, дальше которых нельзя переступить, иначе будут проблемы с национальной безопасностью. Ухо надо держать востро, а порох всегда держать обязательно сухим.

Период эйфории кончился, и ее больше не будет. Нам опять угрожают. Посмотрите, какие пошли наскоки, милитаристские высказывания в наш адрес: мы вас накажем, вы заплатите за это очень большую цену, вы агрессор, нарушаете международное право.

Обама уже трижды заявил, что Российская Федерация занимает промежуточное место в списке главных угроз после лихорадки Эбола и выше террористического Исламского государства. Трижды! И это не шутка.

Рейган, когда он в августе 1984 года назвал СССР империей зла и сказал, что отдал приказ бомбить Советский Союз, потом сказал, что это была такая шутка. Президент любит шутить, американцы вообще любят шутить. Но то, что говорит сейчас Обама в наш адрес, пальчиком помахивая, это не шутки, а очень серьезные вещи.

— Наталья Нарочницкая сказала, что ситуация в мире напоминает 1938-1939 годы, когда тоже не было диалога, а были попытки передергивать там нашу позицию и радовались нашим проблемам. Нас всегда не любили и боялись, но сейчас ситуация особенно сложная и опасная. Вы согласны?

— Я бы даже пошел дальше хронологически. — Не 1938-1939 год, а период агрессии Антанты против молодой Российской республики вскоре после Октябрьской революции 1917 года. Со всех сторон света на нас государства Антанты бросились, как остервенелые псы. Сейчас тоже самое. Соединенные Штаты пытаются сколотить суперновую Антанту.

Они включили в этот процесс собирания стального кулака вокруг наших границ, особенно на европейском направлении, огромные силы, в пять раз больше, чем в период первой холодной войны. В пять раз! Активность авиации у наших рубежей, в небе государств Балтии, в последнее время возросла многократно.

Нас обвиняют, что мы увеличили около государств Балтии активность наших войск в три раза. А когда я им говорю, ребята, а вы посмотрите, насколько вы сами увеличили. Вы создали там крупные военно-воздушные базы с самолетами, которые могут нести как обычные виды вооружения, так и ядерные. Во время тренировок и учений они отрабатывают эти задачи.

Причем к отработке этих задач привлекаются не только государства-члены НАТО, которые дали согласие на размещение американского тактического ядерного вооружения на своей территории. Более того, в последнее время под предлогом украинского кризиса количество американских тактических ядерных боезарядов на территории Европы уже возросло и продолжает расти. Сами боезаряды и их носители будут модернизироваться. На этот счет уже есть документы конгресса Соединенных Штатов.

— При этом они обвиняют нас в том, что наши истребители, наша дальняя авиация летает в нейтральном воздушном пространстве.

— Над мировым океаном, за пределом территориальных вод любая авиация — гражданская или военная, могут летать сколько угодно. Это информационная война. Это психологическое давление. Никогда нельзя находиться в обороне в информационно-пропагандистских, информационно-разъяснительных делах. Надо иногда проводить наступательно информационно-разъяснительные операции. Это должен быть постоянный комплекс мероприятий, а не какая-то разовая там акция, что мы — хорошие и все.

Надо вести эту работу обязательно на иностранных языках. В России должен быть единый диспетчерский центр, который бы отслеживал потоки с той стороны и распределял наши ответы и наступательные действия в активном режиме. Государственный департамент Соединенных Штатов Америки в прошлом году опубликовал две справки по отношениям США к внешней политике Российской Федерации. У нас никто из структур власти даже не ответил на этот важный информационный выпад.

Ответил только Российский институт стратегических исследований. Инициативно. Не по заданию кого-либо, а из гражданской позиции. Потому что надо обязательно отвечать.

В декабре прошлого года аналогичную фактологическую справку состряпали в НАТО. Опять — тишина. Опять ответил только РИСИ. Мы недорабатываем в этом направлении.

Это — мощные структуры, в том числе пропагандистские. Обязательно надо отвечать на такие выпады. Потому что 30 вопросов или фактов, которые они комментируют, гуляют по белому свету. Очень серьезная ошибка наших структур, которые занимаются информацией, оставлять это без ответа. Обязательно нужно отвечать.

На конференциях, везде и всюду, можно и нужно использовать такую форму подачи материала как слайды в PowerPoint. Это эффективный способ донесения самых кратких, четких формул и фактов. Потому что длинные речи не всегда усваиваются, а при переводе неизбежно теряют. В рамках новой военной доктрины, кстати, 17 угроз прописано. А в прошлой, 2010 года, только 13 было. На четыре угрозы стало больше.

Беседовала Инна Новикова

Читайте также:

Канада отправит своих военных на базы НАТО в Восточную Европу

"Шпигель": Угроза ядерной атаки выше, чем во времена "холодной войны"

Политолог: Американцы искренне считают, что они мессии

Президент США объявил четвертый рейх

Сможет ли ЕС выйти из-под зонтика НАТО

Флот России берет США в кольцо

Эксперт: Война США и России начнется из-за Прибалтики, Белоруссии или Арктики

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить