Сотрудничество России и Никарагуа по экономическим, политическим и военным вопросам.

Никарагуа - форпост России у границ США

Россия и Китай хотят объединить свои усилия по строительству трансатлантического канала в Никарагуа. Переговоры по этому вопросу ведут несколько российских компаний. Для России участие в проекте означает вход в зону интересов Соединенных Штатов — Центральную Америку, и восстановление позиций, утраченных после развала СССР, но на более высоком уровне.

Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Никарагуа Лауреано Ортега сообщил компании TeleSur, что Россия будет работать на строительстве канала. Ожидается, что конкретные результаты переговоров будут сообщены в ближайшее время. Главным инвестором проекта является китайская компания HKND, которая получила гранд от правительства Никарагуа на 50 лет.

Общая стоимость проекта оценивается в 40 миллиардов долларов, начало строительных работ планируется на декабрь текущего года, ввод в эксплуатацию — на 2019 год, завершение — на 2029 год. Будут построены два глубоководных порта, аэропорт, нефтепровод, железная дорога и другая инфраструктура. Ожидается, что канал, будучи более современным, возьмет на себя большую часть товарооборота, который сейчас осуществляется через Панамский канал. Он придаст импульс экономическому развитию Никарагуа, обеспечит страну рабочими местами, повысит имидж на международной арене.

Читайте специальный сюжет Pravda.Ru Десять врагов и десять друзей России

Несмотря на очевидные экономические выгоды, политический контекст данной сделки для РФ очевиден. Никарагуа долгое время является последовательным союзником России, президент Даниэль Ортега признал независимость Южной Осетии и Абхазии, а во время голосования в Генеральной ассамблее ООН по вопросу присоединения Крыма был в числе десяти стран, поддержавших российскую позицию. Учитывая, что РФ начала последовательно поддерживать эти страны на мировой арене, например, впервые отказалась обсуждать в СБ ООН доклад о правах человека в КНДР, очевидно, что задел в Никарагуа — это попытка ввязаться в геополитическую игру "на заднем дворике" американцев и таким образом оказать политичеcкую поддержку Никарагуа, которая входит в блок ALBA.

Читайте также: Десять друзей верят в Россию

"Здесь (в Никарагуа) у России и экономические, и политические интересы, — сказал Pravda. Ru Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания "Геополитика". — Вместе с Китаем, как два инвестора, мы могли бы выступить общим фронтом, чтобы создать конкуренцию Панамскому каналу, который был создан по инициативе США. Второй момент — мы могли бы укрепить свое присутствие в Центральной Америке. Это очень важно, поскольку США всегда считали этот регион своим "задним двориком". Таким образом, мы сможем определенным образом влиять на принятие решений теми же Соединенными Штатами".

Данные выводы подтверждаются договоренностью о военном присутствии РФ в регионе. Правительство Никарагуа разрешило российским военным кораблям и самолетам посещать страну в течение первого полугодия 2014 года и патрулировать территориальные воды в Карибском море и Тихом океане до 30 июня 2015 года. Даниель Ортега сказал на совещании с военными 5 апреля, что соглашения, подписанные с Москвой, включают укрепление и модернизацию армии.

Москва также планирует установить базовые станции ГЛОНАСС в Никарагуа для мониторинга и повышения точности спутниковой навигации на околоземной орбите. Заключено соглашение о строительстве учебного центра, который будет готовить сотрудников службы по борьбе с наркотиками. Этим обеспечивается официальное присутствие российских спецслужб у границ США.

Читайте также: Куба и Россия "перезагрузили" отношения

Кроме того, если учесть, что Панамский канал контролируется ВС США, то трудно переоценить перспективы получения РФ, например, контроля над никарагуанским каналом. Это позволит обеспечить нашим подводным лодкам широту маневра при несении боевого дежурства в сопредельных морях — опять же у границ США. Так будет обеспечиваться безопасность наших границ, и это достойный ответ за американский беспредел на Украине.

"Возможно в дальнейшем и увеличить российское военное присутствие в этом регионе, — сказал Леонид Савин. — Военная база — это такое гибкое понятие. Необязательно там (в Никарагуа) на постоянной основе находиться, можно временно присутствовать и менять место дислокации. Наши корабли могут бывать на Кубе, заплывать в порты Венесуэлы. Если же будет принято политическое решение, то мы сможем создать надежную военную инфраструктуру и на постоянной основе".

Читайте также: Почему Бразилия и ЮАР понимают Россию

Немаловажным представляется еще один аспект. Россия и Китай продолжают демонстрировать, что они придерживаются молчаливого союза в борьбе против Запада. Китай последовательно воздерживается против голосования антироссийских резолюций в СБ ООН, отказался поддержать санкции против РФ, страны увеличивают торговый оборот, развивают военное сотрудничество.

Россия пообещала продать Китаю современные комплексы ПВО С-400, обсуждаются планы создания азиатской биржи углеводородов с использованием китайской платежной системы. Во время недавнего визита в Пекин министра иностранных дел России Сергея Лаврова источник, близкий к российской дипломатии, заявил, что Россия "полностью удовлетворена " китайской позицией в украинском кризисе.

Читайте также: Бразилия берет в друзья всех "врагов США"

Кроме того, в прошлую пятницу, после встречи с вице-премьером Китая Ван Яном, вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что "в ситуации, когда Запад пытается оказать давление на Россию санкциями, Китай неожиданно оказался абсолютно надежным партнером".

Читайте также: Латинская Америка и Россия нужны друг другу

Надо развивать и укреплять союзническую базу России везде, где это необходимо. "Даниэль Ортега — наш давний партнер еще со времен Советского Союза, у нас с ним хорошие отношения. Поэтому в дальнейшем мы сможем развить и экономическое, научное сотрудничество, делать это на постоянной основе. Никарагуа, Куба, Венесуэла — это партнеры по блоку ALBA, их опыт интеграционной работы поможет нам осмыслить процессы, связанные с евразийским интеграционным процессом", — заключил Леонид Савин.

 

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *